Мой лучистый сад

Мой лучистый сад

» » Начальный этап культурной революции 1917 1920. Культурная революция в ссср

Начальный этап культурной революции 1917 1920. Культурная революция в ссср

Революция чаще всего приводит к ухудшению экономической и культурной ситуации в стране. Наибольших успехов в социальном плане добились те государства, в которых развитие происходило эволюционно, и национальные ценности накапливались постепенно, приумножаясь от поколения к поколению. Нашей стране довелось испытать тектонические потрясения. Народ, отрекаясь от идеалов предков, в своем большинстве поверил в светлое будущее коммунизма. Немалую роль в этом сыграла культурная революция. В СССР она проходила менее драматично, чем в КНР (1966-1976 гг.), но и у нас перегибов хватало.

Предшествовавшие события

Об октябрьском перевороте 1917 года (именно так называлась в официальной советской историографии Великая Октябрьская социалистическая революция вплоть до конца 20-х годов) написано очень много, в том числе и правды. Событие это повлекло множество последствий, изменился привычный уклад жизни целой страны, прогремела на ее просторах братоубийственная Гражданская война, погибли от голода и болезней миллионы людей, число убитых и искалеченных также измерялось семизначными числами. Сотни тысяч «бывших», составлявших интеллектуальную и духовную элиту российского общества, оказались на чужбине.

Цели культурной революции

После такого чудовищного потрясения реформы были просто необходимы, требовалось не только преодолеть последствия разрухи, но и провести массовую разъяснительную работу среди населения, обосновав закономерность произошедшей общенациональной трагедии. Задача осложнялась тем, что большинство населения не воспринимало агитационной информации по очень простой причине: высокий процент граждан новой Советской России (примерно 68%) не владел элементарной грамотностью. Подъему экономики мешал недостаток специалистов. Не хватало инженеров, квалифицированных рабочих, военных командиров, учителей, профессоров, врачей, в общем, представителей всех специальностей, освоение которых требует долгой учебы. Тех, что были, разметал ветер Гражданской, иные погибли, другие нашли применение своим талантам в Парижах и Нью-Йорках. Им там было плохо и тоскливо, но оставшимся на родине чаще всего приходилось еще хуже.

Вслед за масштабной социальной требовалась действительно великая культурная революция.

Возникновение термина

В 1923 году лидер Советской республики В. И. Ленин написал статью «О кооперации». Как следует уже из названия, посвящена она была преимуществам коллективной организации труда, но попутно пролетарский вождь затронул еще один важный вопрос. Полемизируя со своими оппонентами (какими-то «педантами»), Ленин, возможно в пылу эпистолярной полемики, объявил произошедший «переворот» как бы первой фазой, за которой неизбежно последует другая, на этот раз культурная революция. В СССР ученые-историки в дальнейшем отсчитывали начало борьбы с безграмотностью именно от этой даты, т. е. от 1923 года. Именно тогда впервые был введен в оборот этот термин.

Наследие царского «прижима»

Долгие десятилетия советскими пропагандистами прилагались усилия для того, чтобы внушить согражданам мысль об образовательной отсталости старорежимного государства и главенствующей роли большевистской партии в благом деле преодоления массовой безграмотности населения. Действительно, по состоянию на 1897 год (тогда проводилась перепись) 79% жителей империи не умели читать и писать. Однако все познается в сравнении. Если учесть, что с осени 1917-го по конец 1921 года школы фактически бездействовали, и при этом, даже с учетом погибших и эмигрировавших (а бежали от красных не только великие князья и графы), этот процент к концу десятилетия опустился до 68%, то становится ясно, что царское правительство старалось ситуацию улучшить. И действовало достаточно эффективно. Реформа стартовала в 1908 году, согласно ее положениям, были учреждены свыше 10 тысяч школ, начальное образование стало не только бесплатным, но и обязательным. Самое позднее к 1925 году безграмотных людей в России не осталось бы, и для этого не требовалась никакая культурная революция. В СССР об этих планах последнего российского императора не вспоминали.

Основные направления

Столь масштабные преобразования, касающиеся основ этики, эстетики и прочих основ общественного мировоззрения, невозможно производить без предварительно разработанного хотя бы приблизительного плана. При его составлении следовало учесть как можно большее количество факторов как способствующих, так и препятствующих его осуществлению. План, по которому проводилась культурная революция в СССР, кратко можно разбить на шесть направлений. Первое, что требовалось сделать, это ликвидировать безграмотность (причем желательно не с помощью маузера). Второй пункт, невозможный без первого, предписывал в кратчайшие сроки подготовить максимальное количество новых пролетарских инженеров и техников, чтобы не зависеть от специалистов «царского призыва». Желательно и профессоров своих заиметь, но это, понятное дело, не сразу. Третья задача - создать собственное пролетарское искусство (даже название ведомства было придумано - «Пролеткульт»). При этом внимание уделялось развитию национальных форм. И последнее - по порядку, но не по значению - направление, отражающее суть культурной революции в СССР наиболее ярко, - пропаганда построения нового общества с упором на самые радужные для трудящихся перспективы.

Что делалось в 20-е годы

Наиболее трудным периодом было первое полное календарное десятилетие, в течение которого проходила культурная революция. 1920-1930-е годы ознаменовались сплошной коллективизацией села и началом индустриализации. Обе эти амбициозные программы стартовали почти одновременно с принятием первого пятилетнего (на 1928-1932 годы) плана и требовали привлечения значительных ресурсов. Только в 1930 году начальное детское образование стало обязательным, и борьба с безграмотностью пошла в полную силу. В 1928 году в Советском Союзе 169 тыс. студентов обучались в 148 высших учебных заведениях. К 1940 году число школ выросло до полутора сотен тысяч, потребности промышленности призваны были восполнить 4600 институтов. Несмотря на громкие декларации начала 20-х, настоящее начало культурной революции пришлось на конец десятилетия, время первой пятилетки, когда потребность в высококлассных специалистах стала критически-насущной.

Соцреализм и искусство

Отношения большевистских лидеров с выдающимися деятелями искусства всегда были непростыми. Ленин, Троцкий, а затем и Сталин нуждались в поддержке капризной и непокорной культурной элиты общества, их международном авторитете и талантах. Для привлечения на свою сторону выдающихся писателей, художников, музыкантов и поэтов они применяли самые изощренные методы. Культурная революция в СССР после долгих метаний и поисков новых форм привела к появлению уникального творческого метода - социалистического реализма, позже иронично названного одним из литераторов «восхвалением руководства в доступной для него форме». Перед авторами произведений ставилась конкретная и обязательная для исполнения задача: изображать жизнь примерно такой, какой она должна быть в представлении коммуниста, верящего в светлое будущее. Чтобы эффективно контролировать творческий процесс, всех хоть сколь значимых деятелей муз объединили в соответствующие союзы (композиторов, писателей, журналистов и т. д.), стимулируя их морально и материально. Парадоксальными оказались конечные итоги культурной революции. В СССР, несмотря на чудовищный прессинг чиновников, были созданы не только образцы казенщины, но и многие истинные шедевры музыки, живописи, поэзии, кинематографа и других видов искусства.

Есть у революции начало…

Процесс культурологических преобразований общества в Стране Советов нельзя ограничить строгими временными рамками. Он продолжался. И в конце 30-х (грамотных стало уже более 81%), и в суровые годы войны на территории, не попавшей в зону фашистской оккупации, действовала общепринятая система образования. В 1949 году стало обязательным семилетнее обучение (еще три класса стали платными, впрочем, расценки были доступными). В 1958-м срок школьного образования увеличили на год, а в начале 70-х еще на два, доведя до десятилетнего. В эпоху «зрелого» социализма советская школа находилась на самых передовых мировых позициях, о чем свидетельствовали успехи в самых разных областях науки и культуры. Такими стали итоги культурной революции, постепенно трансформировавшейся в эволюцию.

Культу́рная револю́ция - комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Целью было формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества, в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции.

Термин «культурная революция» в России появился в «Манифесте анархизма» братьев Гординых в мае 1917 года, а в советский политический язык введён В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации»: «Культурная революция - это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы».

Культурная революция в СССР как целенаправленная программа по трансформации национальной культуры на практике зачастую буксовала и была массированно реализована лишь в годы первых пятилеток. В результате, в современной историографии существует традиционное, но, по мнению ряда историков, не вполне корректное, а потому зачастую оспариваемое соотнесение культурной революции в СССР лишь с периодом 1928-1931 гг. Культурная революция в 1930-е годы понималась как часть больших преобразований общества и народного хозяйства, наряду с индустриализацией и коллективизацией. Также, в ходе культурной революции значительной перестройке и реорганизации подверглась и организация научной деятельности в Советском Союзе.

Культурная революция в первые годы советской власти.

Культурная революция как изменение идеологии общества была начата вскоре после Октябрьской революции. 23 января 1918 года появился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из системы образования были удалены предметы, связанные с религиозным образованием: богословие, древнегреческий язык и другие. Главной задачей культурной революции было внедрение в личные убеждения советских граждан принципов марксистско-ленинской идеологии.

Для реализации программы в первые месяцы советской власти была создана сеть органов партийно-государственного управления культурной жизнью общества: Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б)), Главполитпросвет, Наркомпрос, Главлит и другие. Подверглись национализации учреждения культуры: издательства, музеи, кинофабрики; была отменена свобода печати. В области идеологии была широко развёрнута атеистическая пропаганда, начались гонения на религию, в храмах устраивались клубы, склады, производства.

Большая часть народных масс была необразованна и неграмотна: так, из результатов переписи населения 1920 года следовало, что на территории Советской России умело читать всего 41,7 % населения старше 8 лет. Культурная революция предполагала прежде всего борьбу с безграмотностью, что было необходимо для последующего научно-технического развития и одновременно отторжение масс от усвоения высших культурных ценностей. Культурная работа намеренно ограничивалась лишь элементарными формами, поскольку, по мнению ряда исследователей, советскому режиму нужна была культура исполнительская, но не творческая. Однако темпы ликвидации безграмотности в силу целого ряда причин были неудовлетворительными. Всеобщее начальное образование в СССР де-факто было введено в 1930 году. Массовая безграмотность была ликвидирована после Великой Отечественной войны.

В это время были созданы национальные алфавиты нескольких народностей (Крайнего севера, Дагестана, киргизов, башкир, бурят и т. д.). Была развёрнута широкая сеть рабочих факультетов для подготовки трудящейся молодёжи к поступлению в ВУЗы, в которые сначала был открыт путь молодёжи пролетарского происхождения независимо от наличия начального образования. В целях воспитания новой интеллектуальной элиты учреждены Коммунистический университет, Истпарт, Коммунистическая академия, Институт красной профессуры. Для привлечения «старых» научных кадров создавались комиссии по улучшению быта учёных, издавались соответствующие декреты.

Вместе с тем принимались репрессивные меры по устранению интеллектуальных политических противников: так, более 200 видных представителей российской науки и культуры были высланы из страны на «Философском пароходе». С конца 1920-х годов проводилось «вытеснение» буржуазных специалистов: «Академическое дело», «Шахтинское дело», «Дело Промпартии» и т. п. С 1929 года начали свою деятельность «шарашки» - организованные органами внутренних дел особые технические бюро из заключённых для проведения важных научно-исследовательских и конструкторских работ.

Большую роль в выполнении задач партии по проведению культурной революции играл комсомол.

Итоги культурной революции в СССР.

К успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87,4 % населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства. Вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды.

Согласно одной из точек зрения, в этот период средствами большевистской идеологизации был произведён разрыв с традициями многовекового исторического культурного наследия.

С другой стороны, целый ряд авторов оспаривают это положение и приходят к выводу о том, что традиционные ценности и мировоззрения российской интеллигенции, мещанства и крестьянства были лишь незначительно трансформированы в ходе культурной революции, а большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере проваленным.

Тоталитарный режим И.В.Сталина и его признаки и последствия.

1) СССР - тоталитарное государство, так как основа экономики - командно-административная система, состоящая из партийных и государственных органов власти.

2) У власти находится один человек (Сталин)

3) Массовые репрессии, нарушение законности и прав человека, террор НКВД.

4) Политическое лицемерие и ложь, объявляющие СССР демократической страной (конституция 1936 г.).

5) Пропаганда готовности отдать все силы и жизнь за страну, партию и конкретно Сталина.

6) Система концлагерей (ГУЛАГ).

7) Наращивание военного потенциала для совершенно не мирных целей (захват Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии, Бессарабии в 1939 г., война с Финляндией в 1940 г.).

8) Двойственная политика на международной арене (см. п.7) при официальных мирных заявлениях и как следствие - исключение из Лиги Наций, договор о дружбе и распределении сфер влияния в фашистской Германией (при официальном осуждении фашизма).

9) Сосредоточение всей государственной власти в руках одной партии и её представителей.

10) Откровенный геноцид собственного народа (гражданская война и непрекращающиеся репрессии).

11) Выращивание "нового человека" - человека, беззаветно преданного идеям коммунизма (воспитание в школах, система "октябрята-пионеры-комсомольцы-коммунисты").


Культурная революция в ссср - составная часть социалистической революции, означающая целый переворот, целую полосу культурного развития всей народной массы и имеющая своей целью создание новой, социалистической культуры. Основные задачи культурной революции: овладение трудящимися массами культурным наследством прошлого, социалистическая организация народного просвещения, создание кадров социалистической интеллигенции и коммунистическое воспитание трудящихся. Культурная революция происходит после установления политической власти рабочего класса, создающей все необходимые условия для коренных изменений в культурном развитии общества.

Своеобразие культурной революции, осуществлённой в СССР, заключается в том, что она была произведена постепенно, сверху, по инициативе и под руководством Коммунистической партии и государственной власти, при активной поддержке со стороны миллионных масс рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции, боровшихся за преодоление культурной отсталости страны, за победу социализма.

Начало культурной революции в нашей стране положила Великая Октябрьская социалистическая революция, превратившая все завоевания культуры в достояние народа и создавшая условия для подъёма культурного уровня народа. Доставшаяся в наследство от старого строя неграмотность масс была огромным препятствием на пути вовлечения трудящихся в управление страной, в активное строительство социализма, в общественно-политическую жизнь. Безграмотный человек стоит вне политики; грамотность является основой всякой культурности. Коммунистическая партия и Советское государство развернули гигантскую работу по ликвидации неграмотности. Советский народ широко использовал своё право на образование. Если в первые годы революции большинство населения страны было неграмотным, а среди населения некоторых республик, например Казахстана, Узбекской, Туркменской и др., количество грамотных не превышало 1-2%, то уже в конце 1933 г, количество грамотных в СССР достигало 90%. СССР превратился в страну сплошной грамотности. Это означало огромную победу культурной революции.

Развёртывая социалистическое строительство, партия и Советское государство поставили своей задачей осуществление всеобщего образования для того, чтобы поднять страну на высшую ступень культурности. Первым шагом в этом направлении было осуществление всеобщего начального образования, а затем и среднего образования. Введение в 1930 г. всеобщего начального образования во всех районах СССР означало решающий шаг в деле культурной революции. Уже в 1937 г. число учащихся в начальных и средних школах достигло 28 млн. по сравнению с 8 млн. в 1914 г., а в высшей школе -542 тыс. учащихся вместо 112 тыс. в 1914 г. По всей стране развернулось грандиозное школьное строительство. Только за годы второй пятилетки было построено около 19 тыс. новых школ. Увеличилось число высших учебных заведений. В стране выросло огромное количество культурных учреждений: библиотек, музеев, театров, кино, радиоустановок, дворцов культуры, клубов, увеличились тиражи книг, журналов, газет, быстро развивалась физическая культура, художественная самодеятельность и т. п.

Вопрос о строительстве новой, социалистической культуры связан с задачей выработки в рабочем классе навыков и умения управлять страной, хозяйством. В приобретении навыков и умения войти в дело управления страной заключались смысл и значение лозунга о культурной революции. Эта задача была успешно решена. Рабочий класс и трудящееся крестьянство выдвинули из своей среды талантливых организаторов хозяйства, политических деятелей, выдающихся полководцев, деятелей науки и культуры, с успехом справлявшихся с крупнейшими задачами социалистического строительства, с организацией обороны страны и т. д.

В процессе борьбы за развёртывание строительства социалистической индустрии на основе новой техники поднялось на высшую ступень и превратилось во всенародное движение социалистическое соревнование масс, явившееся выражением величайших достижений культурной революции.

Кооперирование крестьянства невозможно без культурной революции. Партия осуществила эту культурную революцию как одну из важнейших предпосылок перехода крестьянства на путь коллективизации.

Одной из главных задач культурной революции являлась задача создания новой, советской интеллигенции. В течение нескольких лет в стране была создана широкая сеть вузов, техникумов, подготовивших сотни тысяч специалистов для народного хозяйства я культуры. Создание новой, социалистической интеллигенции было одним из самых важных результатов культурной революции в СССР.

Огромный подъём культурности народных масс, рост повой, советской интеллигенции обусловили расцвет науки и техники, литературы и искусства в нашей стране. Продолжая и развивая лучшие традиции передовой русской науки, советские учёные достигли огромных успехов. Об этом свидетельствуют открытие советскими учёными атомной анергии, достижения в области физики, химии, биологии, математики, в области общественных наук и др., а также достижения в деле технического прогресса и т. д. В настоящее время нет проблемы, выдвигаемой задачами коммунистического строительства, которую не могла бы разрешить советская научно-техническая мысль.

Больших успехов достигли советская литература и искусство - кино, музыка, театр, архитектура, изобразительные искусства. Руководствуясь методом (см.), советские писатели и художники создают произведения, отражающие жизнь и великие дела советских людей - строителей коммунизма. Советская социалистическая культура складывалась в жестокой борьбе, которую вела партия против классовых врагов, против троцкистско-бухаринских реставраторов капитализма, против всех и всяческих проявлений буржуазной идеологии.
Социалистическая культура глубоко проникла в жизнь советского народа. Неоценимым достижением культурной революции является формирование нового, советского человека -е человека нового типа, культурного, умеющего применять науку и технику в производстве, понимающего политику партии и Советского государства и активно проводящего её в жизнь, работника-общественника, советского патриота. XIX съезд КПСС в своих решениях определил задачи культурного строительства в пятой пятилетке.

Опыт осуществления культурной революции в СССР имеет огромное международное значение и находит широкое применение в странах народной (см.), развёртывающих строительство социализма и новой народной социалистической культуры.

коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в., составная часть социалистических преобразований. Теория культурной революции была разработана В.И. Лениным. Культурная революция была направлена на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой "пролетарской культуры", основанной на марксистско-классовой идеологии, "коммунистическом воспитании", массовости культуры. Культурная революция предусматривала ликвидацию неграмотности, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты значительные успехи: по переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 70%; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел; наблюдался расцвет науки и искусства. В культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Культурная революция в СССР

Главной целью культурных преобразований, проводившихся большевиками в 1920–1930х гг., было подчинение науки и искусства марксистской идеологии.

Огромным делом для России была ликвидация безграмотности (ликбез). Создана государственная единая система народного образования, возникла советская школа нескольких ступеней. В 1й пятилетке было введено обязательное четырехлетнее, а во 2й пятилетке – семилетнее образование. Открывались вузы и техникумы, действовали рабфаки (факультеты для подготовки рабочих к поступлению в высшие и средние учебные заведения). Обучение носило идеологизированный характер. Сформировалась новая, советская интеллигенция, к старой же интеллигенции власть большевиков относилась с подозрением.

Осенью 1922 г. из России было выслано 160 крупнейших ученых, философов, историков, экономистов, не разделявших идеологические установки большевизма. Господство большевистской идеологии утверждалось также в антицерковной пропаганде, разрушении храмов, разграблении имущества церкви. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным собором, был арестован. Репрессированы ученыеаграрники Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский, крупнейший биологгенетик Н. М. Вавилов, писатели О. Э. Мандельштам, А. Б. Бабель, Б. А. Пильняк, актер и режиссер В. Э. Мейерхольд и многие другие. Арестованы авиаконструкторы А. Н. Туполев, Н. Н. Поликарпов, физик Л. Д. Ландау, один из создателей аэродинамического института С. П. Королев и др.

В то же время создавались научноисследовательские центры. В развитии науки большую роль сыграли геохимики В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман, физики П. Л. Капица, Н. Н. Семенов, химики С. В. Лебедев, А. Е. Фаворский, создатель теории космонавтики К. Э. Циолковский.

В литературе и искусстве внедрялся метод «социалистического реализма», прославление партии, ее вождей, героики революции. Среди писателей выдвинулись А. Н. Толстой, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, А. Т. Твардовский. Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произведения С. С. Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А. И. Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д. Д. Шостаковича (опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещена в 1936 г. за формализм). Широкую популярность приобрели песни И. Дунаевского, А. Александрова, В. СоловьеваСедого. Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография: фильмы «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Александр Невский» С. Эйзенштейна, комедии Г. Александрова «Веселые ребята», «Цирк»). Наиболее выдающимся скульптурным произведением 1930х гг. стал монумент В. Мухиной «Рабочий и колхозница». Через различные творческие союзы государство направляло и контролировало всю деятельность творческой интеллигенции.

Сразу после Октября на базе Министерства народного просвещения формируется новое центральное ведомство - Наркомат просвещения во главе с А.В.Луначарским .

Приложение 26 к теме 6.1. Фото Анатолий Васильевич Луначарский.

Анатолий Васильевич Луначарский (11 (23) ноября 1875 года, Полтава, Российская империя - 26 декабря 1933 года, Ментона, Франция) - русский советский писатель, общественный и политический деятель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.

С октября 1917 года по сентябрь 1929-го - первый нарком просвещения, активный участник революции 1905-1907 годов и Октябрьской революции 1917 года. Академик АН СССР (01.02.1930).

Был внебрачным сыном дворянина и крепостной крестьянки. Учился в Швейцарии (Цюрихский университет) по курсу философии и естествознания. Профессиональный революционер. Жил в эмиграции.

Луначарский в качестве наркома просвещения сыграл важную роль в привлечении старой интеллигенции на сторону большевиков.

Французский писатель-гуманист Ромен Роллан писал о нем в 1917 году: «Как я хотел бы, чтобы во Франции был какой-нибудь Луначарский, с таким же пониманием, такой же искренностью и ясностью в отношении политики, искусства и всего, что живо!».

Уже к середине 1918 г. это ведомство сосредоточило управление дошкольным воспитанием, начальной, средней и высшей школой, политическим просвещением населения и издательским делом; профессиональной подготовкой рабочих, научными и культурными учреждениями.

После Октября устраняются сословно-классовые препоны, мешавшие трудящимся пользоваться благами культуры и просвещения. Общественным достоянием стали крупнейшие художественные и книжные собрания, музеи и дворцы, киностудии и театры.

Конституция законодательно закрепляла за государством обязанность «предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование». Они получили значительные преимущества при поступлении в учебные заведения, включая самые престижные университеты.

Важнейшей задачей культурной революции являлась ликвидация неграмотности. Соответствующий декрет Совнаркома был издан в самом трудном для Советской власти году - 1919. Грамоте должны были обучаться все не умевшие читать и писать граждане России в возрасте от 8 до 50 лет. В 1920 г. была начата широкая кампания по обучению грамоте взрослого населения страны.

Если до революции грамотным было 25% населения России, то к 1926 г. - более 50%.

На первый план в политике большевиков в области культуры выдвинулась также проблема российской интеллигенции - малочисленной (около 2,2% населения), но особо значимой общественной группы.

Подавляющая часть российской интеллигенции заняла нейтральную позицию по отношению к большевикам, объявив себя стоящей «вне политики», хотя поначалу в ее среде преобладали антибольшевистские настроения.

Как и откровенных противников режима, интеллигенцию не удовлетворял и сам факт насильственного государственного переворота, и политика властей, которая кардинально расходилась с укоренившимися в этой среде идеалами либерализма и демократии.

В дальнейшем колеблющаяся интеллигентская масса постепенно склонялась к большей лояльности властям.

Первые представители беспартийной интеллигенции стали сотрудничать с Советской властью вскоре после Октября .

Среди них были выдающиеся деятели науки и культуры: ученые К.А.Тимирязев, И.В.Мичурин, М.М. Губкин, К.Э.Циолковский, Н.Е.Жуковский; литераторы А.А. Блок, В.Я.Брюсов, В.В.Маяковский; театральные режиссеры Е.В.Вахтангов, К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко, В.Э.Мейерхольд и др.

Сильное впечатление в кругах интеллигенции произвело принятое в марте 1918 г. решение Российской Академии Наук предложить Совнаркому свое содействие в изучении природных богатств страны. В.И. Ленин тут же поставил перед учеными задачу разработать план реорганизации промышленности и экономического возрождения России.

К лету 1918 г. на службу к большевикам добровольно перешло около 8 тыс. генералов и офицеров старой армии. Некоторые из них позднее стали крупными советскими военачальниками (М.Д.Бонч-Бруевич, И.И.Вацетис, С.С. Каменев, Б.М.Шапошников, А.И.Егоров, М.Н.Тухачевский и др.)

О всемирно-историческом значении Великой Октябрьской социалистической революции и победы в Гражданской войне :

Победа Октября - главное событие XX века, коренным образом изменившее ход развития всего человечества.

1. В результате этой победы возникло первое в мире социалистическое государство.

2. Великий Октябрь открыл новую эпоху - эпоху революционного обновления мира, эпоху перехода человечества от капитализма к социализму, эпоху борьбы «за освобождение народов от империализма, за прекращение войн между народами, за свержение господства капитала, за социализм». Революция открыла путь к созданию на земле нового типа цивилизации

3. Октябрьская социалистическая революция положила начало созданию мировой системы социализма.

4. Победа Октября открыла возможность покончить с многовековой эксплуатацией, вырваться из плена экономической стихии на основе ликвидации частной и создания общественной собственности.

5.Октябрьская революция вызвала духовное раскрепощение трудящихся. За время жизни одного поколения страна избавилась от безграмотности. Трудящиеся стали активными участниками культурной жизни, творцами духовных ценностей.

6. Социалистическая революция успешно разрешила национальный вопрос в нашей стране. Победа Октября была одновременно победой в борьбе за национальное освобождение.

7. Октябрьская революция всесторонне раскрыла великую всемирно-историческую освободительную миссию рабочего класса. Опыт революции подтвердил истинность ленинского положения о том, что только рабочий класс, ведомый Коммунистической партией, может руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в деле создания нового общественного строя.

8. Установление и упрочение Советской власти как одной из форм диктатуры пролетариата на деле обеспечило невиданную, невозможную ни в одной капиталистической стране свободу и демократию для гигантского большинства трудящихся. Всемирно-историческое значение победы Октября в том, что в нашей стране была создана самая справедливая организация общества в интересах трудящихся.

9. Октябрь дал мощный импульс мировому революционному процессу, вдохновил революционеров всех стран. Опыт победоносных социалистических революций в Европе, Азии и Латинской Америке, при всем своеобразии каждой из них, подтверждает истинность ленинского вывода о неизбежности повторения в международном масштабе основных черт Октябрьской революции.

Проигравший лагерь и его идеологи в прошлом и настоящем в большинстве оценивали победу большевиков как национальное бедствие, которое приведет к уничтожению России.

История рассудила этот спор по-своему.

Самостоятельная работа:

1. Подготовка устного или письменного сообщения по теме «Александр Керенский: слова и дела», «Партия большевиков накануне и в период Октябрьской революции», «Причины победы большевистской партии в Гражданской войне», «Белый» и «красный» террор», «Культура и искусство в период Гражданской войны».

2. Подготовка устного или письменного сообщения по теме.

3. Составление вопросов, задач, при помощи которых можно проверить знания других обучающихся по пройденной теме.

4. Составление схемы пройденного материала.

5. Составление схем, таблиц на основе текста лекций, учебника по вопросам «Установление Советской власти», «Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия».

6. Подготовка к практическому занятию (семинару).

7. Изучение учебной литературы.